• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента

«Россия — необычная и увлекательная страна, здесь есть что изучать»

27 и 28 сентября в Питерской Вышке пройдет Analytics for Management and Economics Conference (AMEC). В преддверии конференции Кристофер Герри, декан колледжа Святого Антония Оксфордского Университета и ассоциированный сотрудник Международного центра экономики, управления и политики в области здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург рассказал, почему он посвятил свою жизнь исследованиям России и чего не хватает российским студентам.

Кристофер, уже больше двадцати лет вы изучаете социальные последствия экономических изменений в нашей стране. Чем вас привлекает Россия?

Не могу назвать точную причину. Такие вещи просто случаются сами собой. Несмотря на то, что в британских СМИ Россия представлена очень негативно, меня всегда к ней тянуло. Россия — необычная и увлекательная страна, здесь есть что посмотреть и изучить. Вы знаете, кого-то привлекает русская архитектура, кто-то тяготеет к поэзии, многих интересуют международные отношения, а мне всегда нравилось изучать проблемы здравоохранения в России. Со времен Советского Союза произошло много изменений, и перед Россией, как и перед другими странами, стоят действительно важные вопросы и задачи, связанные с расставлением приоритетов и распределением ресурсов для своей системы здравоохранения. Кроме того, по сравнению с большинством других развитых стран, в России мало экономистов, работающих в этой области. И я стараюсь поощрять молодых российских исследователей к продолжению своей карьеры в этой жизненно важной сфере.

Чем отличаются российские студенты от студентов Оксфордского Университета? 

Студентов Вышки и Оксфорда объединяет то, что они являются лучшими из лучших в России и Великобритании соответственно. Но есть, конечно, и много различий. В то время как в Вышке достаточно стремительно выросло число иностранных студентов, Оксфорд придерживается другой точки зрения касательно международной открытости. 

В академическом плане российские студенты, с которыми я работал на уровне бакалавров и магистров, действительно впечатляют.  Любознательные, умные и особенно одаренные с точки зрения математических и технических навыков. Как правило больше, чем среднестатистический британский студент. Но вот, что касается их навыков письма и аргументации, они развиты хуже, чем у обычного британского студента. Я уверен, что это результат различия образовательных систем, и он становится проблемой для российских студентов, когда они уезжают на учебу заграницу или пытаются опубликоваться в зарубежном научном журнале.

Приведу такой пример: когда я задаю британским студентам написать эссе, то большинство из них очень компетентно выстраивают аргументы и интегрируют первичные доказательства и вторичные источники в свою работу. Российские же студенты, как правило, менее искусно владеют этим навыком, и им требуется время, чтобы приспособиться к немного другому способу мышления. Речь идет не о выражении личных мнений, а об использовании данных и источников для построения логических аргументов, которые ставят вопрос исследования под определенным углом. Но закончить хочу на позитивной ноте: за те шесть лет, что я связан с Высшей школой экономики в Санкт-Петербурге, я увидел, что подход меняется, и учебная программа все больше способствует развитию этих незаменимых навыков. 

Еще одно большое различие между британскими и русскими студентами — это нежелание последних задавать вопросы. В университетах Великобритании или США семинар — это скорее диалог студентов с преподавателем, обмен мнениями, в то время как российские студенты на занятиях либо дают тебе ответ, либо нет, и не стремятся исследовать вопрос с разных сторон. Российские студенты, например, делают блестящие и оригинальные презентации, но их коллеги редко дают фидбэк.  Опять же, в Вышке этого меньше, но существующие тенденции в целом сохраняют отголоски советской системы образования и ее идеологических взглядов на содержание обучения.

У вас есть свод правил или определенные требования, которые студенты должны выполнять, чтобы ваше с ними взаимодействие было комфортным?

Я считаю, что разные вещи работают на студентов разного уровня. Например, в Оксфорде я в основном преподаю у магистрантов, которые занимаются по 5-6 человек в группе. Для таких небольших групп участие и вовлеченность не являются проблемой, потому что студенты рассматривают наши семинары как свою основную учебную нагрузку и тщательно к ним  готовятся. Задача российской системы состоит в том, чтобы создать образовательные программы, дающие достаточное количество свободы для самостоятельной работы студентов. Традиционный подход к образованию в России заключался в подчеркивании преподавания, но в последнее время все начинают переходить к подходу, который подчеркивает обучение. В современных условиях основной проблемой становится обеспечение практической реализации программ в рамках требований, изложенных в национальных стандартах.

Вы как преподаватель наверняка устаете от большого количества студентов. Как вы справляетесь? В чем ваш секрет успеха?

Я люблю работать со студентами, особенно в контексте их исследовательских проектов (а не в рамках формальных курсов). А чтобы расслабиться, я люблю путешествовать, ходить в походы и заниматься спортом. А еще готовить вегетарианские блюда. Мой отпуск, признаюсь, в основном проходит в России и соседних странах. В прошлом году я путешествовал по Украине, в этом году по Латвии и России. Каждый раз, когда я приезжаю в Россию, я чувствую, что начинается новое приключение. Я прожил здесь три года и до сих пор удивляюсь, почему вообще уехал.

Чего вы ожидаете от предстоящей конференции AMEC?

Я являюсь членом Международного экспертного совета Санкт-Петербургской Школы экономики и менеджмента и стараюсь посещать самые важные конференции университета. К сожалению, экономике здоровья посвящено не так много докладов, но значительная часть исследований затрагивает жизненно важные вопросы политической и общественной экономики.

Помимо личных интересов я рассматриваю подобные мероприятия и с точки зрения преподавателя. Такие конференции, как AMEC, дают студентам возможность учиться на международном опыте и общаться с иностранными наставниками.

Кристофер, дайте, пожалуйста, несколько советов молодым исследователям, которые только начинают свою научную карьеру.

Прежде всего, вы должны четко понимать основную тему своего исследования и какую проблему вы решаете. Для молодых ученых работа с более опытным наставником является отличным способом обучения, и Вышка поощряет подобный формат.  Написание статьи — это своего рода искусство, и требуется много время, чтобы развить в себе эти навыки. И вы должны быть готовы, что вам придется много работать, много делать и переделывать, и на вашем пути будет немало сложностей. Но в итоге оно того стоит!