• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента

Туризм поможет развитию сельских территорий

20 сентября в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург прошел рабочий семинар по проектам развития сельских территорий. Обсуждались итоги прошедшего года в рамках проекта «Дело в людях», который стал победителем конкурса Фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел. Партнерская сеть».

Уже второй год группа преподавателей и студентов магистерской программы «Экономика впечатлений» под руководством доцента департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Марины Матецкой совместно с  АНО «Творческие проекты Кайкино» реализует проекты по развитию социо-культурных активностей в Волосовском районе Ленинградской области.

Проект «Деревенская практика в арт-усадьбе «Кайкино,10» 2015-2016 гг. был первым шагом совместной работы по изучению поселений Волосовского района, знакомства с жителями, выявления «точек роста» и социально-культурных инициатив для будущего развития района.

Продолжением идей и мероприятий первого года работы стал проект «Дело в людях», также получивший поддержку Фонда Елены и Геннадия Тимченко в 2017 г.

На семинаре кураторы и участники проекта поделились результатами работы, трудностями и технологиями реализации проекта, обсудили планы на следующий этап.

«Мы очень дорожим нашим сотрудничеством и возможностью работать в этом интересном проекте, связанном с развитием территорий», – говорит Марина Матецкая. На практике студенты могут видеть, как через социо-культурные инициативы можно решать более сложные задачи, связанные с улучшением жизни людей, качеством досуга, благоустройством территорий, социализации проблемных категорий населения. Разнообразные методы работы с группами заинтересованных лиц: жителями районов, представителями администрации, предпринимателями, сотрудниками различных организаций были реализованы на примере конкретных задач – при проведении праздника, образовательного семинара, общественного совета. В ходе таких живых встреч  студенты лучше понимают действительность, текущие экономические и социальные условия работы в сельских территориях, учатся строить коммуникации с различными людьми. Профессионализм и идеи наших партнеров – АНО «Творческие проекты Кайкино» и экспертов от фонда Тимченко – являются дополнительным уникальным опытом, который студенты могут получить, участвуя в проекте.

Как подчеркивает Марина Матецкая, студенты программы «Экономика впечатлений» осваивают технологии проектного менеджмента и продвижения культурных событий, поэтому они были рады поделиться своим опытом и знаниями в проектировании различных мероприятий, связанных с жизнью в поселениях. Социально-культурные практики давно и во всем мире являются инструментом интеграции местных сообществ. Финальные мероприятия («Праздник полевых цветов» в поселке Беседа, фестиваль «Хлебное место» в поселке Бегуницы), которые прошли в поселениях показали новую культуру проведения общественных мероприятий. Стратегические встречи по подготовке фестивалей с инициативным включением молодежи, в которых жители реализовали свои идеи в новых форматах «Молодежного замеса», интерактивных мероприятий с робототехникой, на ярмарках продукции. Это наличие площадки «Мельница идей», где каждый мог внести свои предложения в развитие поселения. Благодарили жители и за новое, стильное и современное оформление мероприятий.

Особая роль проекта состоит в том, что его участники доказывают своей любовью и профессионализмом, что жизнь в провинциальном городе или поселении может нести ценности особого порядка – доверие и совместная работа,  гордость своими традициями и корнями, экология и здоровье. При этом, работа с ремесленниками и создание уникальной продукции и сувениров, например, показывает, что не теряя эти ценности, можно создавать вполне современные услуги и продукты.

В разговоре с Еленой Коноваловой, программным директором Фонда Тимченко, были затронуты вопросы и сложности реализации таких проектов. Валерий Гордин, руководитель магистерской программы «Экономика впечатлений», отметил, что во многом перспективы развития сельских территорий, особенно расположенных вблизи мегаполисов, связаны с туризмом. Создание интересной и насыщенной среды для самореализации, отдыха, рекреационные услуги в Ленинградской области становятся перспективными нишами для бизнес-проектов. И здесь перед студентами и выпускниками программы открываются очень интересные возможности.