• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

38.03.01 Экономика

Утверждение программы
протокол заседания ученого совета №10 от 13.11.2015
Дата обновления паспорта
протокол №8.3.2.4-09/05 от 12.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4.5 года

Очно-заочная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

    Бакалаврская программа «Финансы» по направлению 38.03.01 Экономика ориентирована на модель подготовки экономистов финансового профиля, сочетающую в себе изучение теоретических основ финансовой экономики с одновременным изучением прикладных финансовых дисциплин, с использованием современного математического инструментария, что обеспечивает преемственность теоретических и прикладных курсов.

Отличительными особенностями и преимуществами обучения по образовательной программе являются:

   — эффективное сочетание теоретических знаний и практических навыков;

   — опора на бренд НИУ ВШЭ - ведущего вуза России, формирующего сильную научную школу, что положительно сказывается на репутации Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента;

   — бренд НИУ ВШЭ способствует притоку сильных абитуриентов и профессионально подготовленных, мотивированных преподавателей, с активной жизненной позицией, готовых эффективно работать на высоко профессиональном уровне, разрабатывать и внедрять современные инновационные технологии обучения;

   — реализация проектной деятельности студентов в ходе обучения, разработка реальных проектов на основе проведения исследований деятельности организаций, в которых  работают студенты;

   — высокая степень поддержки системы перезачета дисциплин, освоенных студентами ранее (в ходе получения высшего или среднего профессионального образования);

   — участие в профессиональных конкурсах и исследовательских проектах.

В реализации программы принимают участие как штатные профессора, преподаватели и научные сотрудники НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, так и практики, работающие в компаниях Санкт-Петербурга. Значительное количество работающих на программе преподавателей имеют опыт практической работы на должностях, связанных с финансовой деятельностью, в банках, консалтинговых и инвестиционных компаниях, на предприятиях реального сектора, в органах государственного управления.

Программа включает в себя открытые лекции и семинары, мастер классы специалистов- практиков, в ходе которых они поделятся своим опытом и дадут рекомендации студентам по решению практических ситуаций. Программа может предусматривать консультации практиков перед защитой итоговых работ, что будет способствовать большей практик ориентированности работ.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Получение второго высшего образования может рассматриваться как форма углубления и актуализации полученных ранее знаний по определенной специальности, как форма смены вида профессиональной деятельности. В основе бакалаврской программы «Финансы» заложен механизм всестороннего анализа деятельности компании/ корпорации с позиции управления и  финансов.

Подготовка квалифицированных специалистов, обладающих широким экономическим кругозором, совокупностью экономических знаний и компетенций для успешной работы в экономических, финансовых и аналитических службах коммерческих и некоммерческих организаций продиктована усиливающейся конкуренцией на рынке труда и меняющимися внешними условиями.

   Область профессиональной деятельности выпускника включает:

   — экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;

   — финансовые, кредитные и страховые учреждения;

   —  в аналитических отделах инвестиционных компаний и фондов прямых инвестиций, инвестиционных департаментах и департаментах корпоративных финансов банков, осуществляющих аналитическое покрытие компаний и финансовое сопровождение стратегических сделок;

   — в консалтинговых компаниях, осуществляющих стратегический и финансовый консалтинг, включая оценочные услуги.

   Перечень нормативных документов, определяющих квалификационные характеристики (требования) к выпускнику программы:

   — профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1061н;

   — профессиональный стандарт «Специалист по работе с инвестиционными проектами», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. № 239н;

   — профессиональный стандарт «Специалист по финансовому консультированию», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2015 г. № 167н.

   — квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих,  утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 (с изменениями и дополнениями);

   — образовательный стандарт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 38.03.02. «Менеджмент» (2014 г.)

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники по программам бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр» в соответствии с про-фильной направленностью программы бакалавриата:
           - проектно-экономическая (ПД1Э),
           - аналитическая и научно-исследовательская (АД_НИД),
           - организационно-управленческая (ОУД).

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной  программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС

Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими компетенциями:

— Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире (ПК-1);

— Способен и критически оценивать основные течения современной экономической науки, грамотно вести дискуссию по поводу аргументов в пользу каждого из них(ПК-2);

— Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ПК-3);

— Способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-4);

— Способен в профессиональной деятельности руководствоваться принципами социальной ответственности (ПК-5);

— Способен свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию на русском и английском языках (ПК-6);

— Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-7);

— Способен на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-8);

— Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-9);

— Способен к постановке научно-исследовательских задач (ПК-10);

— Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-11);

— Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-12);

— Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-13);

— Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. (ПК-14);

— Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-15);

— Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации (ПК-16);

— Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-17);

— Способен к экспертному анализу и проектному консультированию на различных стадиях реализации проектов (ПК-18);

— Способен к презентации результатов аналитической и исследовательской деятельности (ПК-19);

— Способен к обработке, хранению данных проектного и профессионального характера, распределению информации в соответствии с поставленными профессиональными задачами и ее распространению (ПК-20);

— Способен самостоятельно организовать свою деятельность в рамках поставленных профессиональных задач (ПК-21);

— Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-22);

— Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ПК-23);

— Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-24);

— Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-25);

— Способен использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., для принятия управленческих решений (ПК-26).

Характеристики образовательных модулей программы

Структура образовательной программы создается с учетом междисциплинарного и проектно-ориентированного подходов, что позволяет объединить в учебные модули разные академические дисциплины,  необходимые для формирования определенных компетенций.

Теоретическая подготовка обеспечивается в рамках общего и профессионального цикла дисциплин, позволяющих изучить современные теории и концепции управления организацией. Практическая профессиональная подготовка (освоение профессиональных компетенций) направлена на приобретение и совершенствование профессиональных навыков выполнения разнообразных функций, соответствующих определенному уровню и выбранной  сфере деятельности.

В структуре учебного плана имеются следующие блоки: дисциплины общего цикла; дисциплины профессионального цикла, включающие в себя базовые курсы и вариативную часть. В качестве критерия выбора дисциплины по выбору выступают основные направления интересов слушателей, их профессиональная ориентация и перспективность включения материалов выбранных дисциплин при написании практических работ и проведении исследований.

Выбор дисциплин предопределен программой направления «Экономика» очной формы обучения и перечнем навыков и компетенций, которые должны быть у практикоориентированного бакалавра.

На первом этапе изучаются, в основном, общие дисциплины направления, а именно:

— Эконометрика

— Макроэкономика

— Микроэкономика

— Теория вероятностей и математическая статистика

— Математический анализ

Начиная со второго года, предполагается проведение дисциплин профессионального цикла, в частности:

   1. Налоги и налогообложение

   2. Стратегический менеджмент

   3. Страхование

   4. Корпоративные финансы

   5. Инвестиции и их экономическая оценка

   6. Финансовый менеджмент

   7. Международные стандарты финансовой отчетности

   8. Оценка стоимости компании

   9. Риск-менеджмент

На втором курсе и третьем студентам будут предложены свободные майоноры. Изучение майнора поможет студенту получить дополнительные компетенции в области знаний, отличной от основного направления подготовки его образовательной программы. Возможен перезачет части курсов по ранее полученным дипломам о высшем образовании, что позволит оптимизировать курс обучения по программе  направления «Экономика»

На третьем курсе предполагается введение предметов, специализированных по различным прикладным аспектам.

Четвертый год обучения направлен на подготовку разделов выпускной квалификационной работы.

По структуре учебного плана прослеживается преимущество практик ориентированных дисциплина над теоретическими курсами. Дополнением практических дисциплин является включение таких курсов как: Разработка финансовой модели проекта с использованием ПП «Альт-Инвест»; Управление проектами, Внешнеэкономическая деятельность, Бюджетирование и финансовое планирование и др.

Примерное соотношение теоретических и практических дисциплин составляет : 30% теоретические дисциплины, 70% практические дисциплины, что соответствует позволит подготовить практикоориентированного специалиста, который на базе полученных теоретических навыков способен принимать аргументированные и обоснованные решения на практике.  В тоже время реализация большого количества практических дисциплин, воплощенная в написании научного проекта- по созданию или развитию организации/предприятия, его системы управления , способствует закреплению и апробации полученных навыков и компетенций в ходе обучения.

В рамках курса предполагается проведение научно-исследовательского и проектного семинаров, направленных на выработку у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки выпускного исследования. Научно-исследовательский семинар является базовой формой научно-исследовательской работы бакалавров и ставит своей главной целью освоение всех этапов научно-исследовательской работы, результатом чего становится написание и успешная защита выпускной работы. Проектный семинар предполагает концентрацию на оценке текущего состояния и перспектив выбранного объекта исследования.

Работа над проектом (по созданию или развитию организации/предприятия, его системы управления) является основой образовательного процесса и включает в себя:

          - уточнение (корректировку) концепции проекта (проектной идеи), уточнение поставленной проблемы и задач;

          - разработку структуры и основных элементов проекта;

          - промежуточные презентации подготовленного материала по проекту;

          - анализ и презентация проекта, результатов его реализации (частичной);

          - разработка рекомендаций по дальнейшей реализации проекта.

Защита проекта, направленного на решение практической задачи (задача, поставленная в рамках фактического или потенциального места работы слушателя) является итогом обучения по программе. Итоговая аттестация – защита выпускного проекта.

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки выпускной работы.

Основные задачи научно-исследовательского семинара:

  1. Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования.
  2. Формирование у бакалавров целостного представления о процессах научного мышления, о современных взглядах на научное знание и научное исследование;
  3. Развитие навыков применения исследовательского инструментария для анализа предметного поля, отражающего научно-исследовательский и практический интерес бакалавра; в том числе, применения методов качественного и количественного анализа в зависимости от специфики объекта и предмета исследования;
  4. Развитие навыков групповой работы через включение студентов в совместные исследовательские задания и проекты, позволяющие познакомиться с особенностями исследовательской деятельности в рамках научного коллектива;
  5. Развитие навыков индивидуальной научной работы, в том числе, публичного представления результатов исследовательского труда.
  6. Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.
  7. Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.
  8. Выработка у студентов навыков работы с научной литературой, статистическими базами, написания исследовательских работ и презентации их результатов на иностранном языке (английском).

Конечная задача семинаров – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, включить их в жизнь научного сообщества так, чтобы студенты смогли детально освоить технологию научно-исследовательской деятельности.

Семинар выполняет как научно-учебную, так и методическую функции: на нем могут выступать с докладами и презентациями научных исследований преподаватели и приглашенные эксперты, а затем и сами студенты, по мере того, как они начнут проводить собственные исследования. Самостоятельные работы студентов будут обсуждаться, начиная с предварительного этапа, на стадии выбора темы и формирования гипотез исследований. Важна и обучающая функция семинара – студенты научатся правильно оформлять свои работы, презентации, делать доклады, вести научную дискуссию, оппонировать другим работам.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Финансы (очно-заочное обучение)»

Перейти к содержанию программы